Главная » »

11:42
оТ "ДЕВЯТОЙ РОТЫ" К "КРЕСЛУ"


во  первых же рейтингах среди развлекательных программ во многом благодаря своему ведущему эта азартная игровая передача заняла лидирующие позиции. Ведь Федор Бондарчук известен широкой публике не только как актер («Бесы», «Кризис среднего возраста», «Восемь с половиной долларов», «Даун Хаус», сериал «Мужская работа», «В движении», «Кино про кино» – его участие в последнем фильме было названо лучшей мужской эпизодической ролью актерской премии «Созвездие»). Но и как режиссер, снявший фильм-бенефис «Люблю» с Людмилой Гурченко в главной роли. Кроме того, он первым занялся тем, о чем маститые киномэтры имели весьма отдаленное представление, – производством видеоклипов. Став в результате лауреатом многих международных конкурсов в этой сфере.

 вы встретились с Федором Бондарчуком на киностудии «Мосфильм», в его рабочем кабинете. Именно в этом кабинете когда-то работал его отец, знаменитый актер и оскароносный кинорежиссер Сергей Бондарчук. И на стене у входа висит посвященная этому факту мемориальная доска. Теперь здесь же располагается студия Art Pictures Group по производству кинофильмов, музыкальных видеоклипов и рекламных роликов, соучредителем которой является Федор Сергеевич.

  Интересно, вы получили этот офис по наследству или за право занимать его пришлось побороться?

  «Арт Пикчерс» арендует у «Мосфильма» несколько помещений, в том числе и бывший кабинет моего отца. Студия отнеслась ко мне достаточно лояльно и позволила нам здесь работать, причем еще при жизни Сергея Бондарчука.

  Насколько вы были близки с отцом? Чувствовали ли вы его участие в вашем воспитании, в становлении? В свое время ваша мама, Ирина Скобцева, посетовала в беседе со мной, что Сергей Федорович был настолько поглощен своим творчеством, что вами и вашей сестрой, Аленой, почти не занимался...

  Сказать, что отец мало уделял нам внимания, – значит ничего не сказать. Но при этом он оказал на нас громаднейшее влияние. Может быть, он не сюсюкал с нами и не возил в коляске, не кормил мороженым, прогуливаясь по Тверской. Но он сделал главное – сумел вложить в нас и развить глобальные вещи: основные человеческие и религиозные постулаты, жизненные позиции и жизненную мораль – как раз то, что по большому счету каждый отец и должен дать своим детям.

  редкие минуты общения с отцом не забудутся никогда. Например, у Босха есть несколько полотен на религиозные темы. У нас дома были репродукции его работ «Ад» и «Рай» – очень композиционные и сложно драматургически выстроенные. Отец вырезал из картона рамку, как кадр на кинопленке. И предлагал мне с ее помощью на одной из этих картин выстраивать некое подобие своего фильма: с чего бы я начал, как развивал сюжет, каким сделал бы финал. Учил находить наиболее интересные кадры... На этих полотнах было огромное количество интересных эпизодов, историй внутри одного общего полотна, персонажей, деталей, любопытных лиц, каких-то фантасмагорических животных, состояний окружающего мира... И мне было безумно интересно играть с отцом в эту сказку. Уже участь во ВГИКе я понял, насколько легко в этой игре со мной отец преподал мне азы режиссерской профессии.

 оследние лет двадцать жизни отец серьезно увлекался живописью. И везде таскал меня с собой на выставки. Одно время я думал о том, чтобы стать профессиональным художником. Хотя то, что я обучался живописи, помогает мне и в нынешней профессии.

  Вас не обижало, что Сергей Бондарчук никогда и ничего не делал для вас по блату: не помогал поступать в институт, «не отмазал» от армии?

  В то время с фамилией Бондарчук не поступить во ВГИК было просто невозможно. И, естественно, я поступил на курс к Игорю Таланкину.

Что же касается армии, я сам хотел там послужить, считал ее совершенно необходимой для каждого настоящего мужчины. Но во время службы отец выписал меня на пять дней на досъемки в «Борисе Годунове». А потом (видимо, все-таки по его ходатайству) меня перевели служить в кавалерийский полк в Алабино, в тот самый, который снимался у отца в «Войне и мир». Но служил я по всем правилам армейской жизни, без каких-либо поблажек.

 огда же в 1987 году я вернулся в институт после армии, на курс уже к Юрию Озерову – совсем недавно прошел небезызвестный Пятый съезд кинематографистов СССР, на котором отца попытались уничтожить, – это был совершенно другой ВГИК. И некоторое время я ощущал на себе неудовольствие некоторых лиц (не буду называть их имена) в связи со своим возвращением. Но я считаю, что достаточно быстро сумел доказать свои вполне обоснованные претензии на то, чтобы там учиться. Вместе со мной на курсе оказалось немало звездных имен. И никому из нас эти имена не мешали. А в экспериментальной творческой мастерской Сергея Соловьева мы осуществляли свои первые режиссерские опыты (актерское мастерство у Сергея Александровича на курсе преподавал Анатолий Васильев). И как актер, и как режиссер, я очень благодарен своим педагогам. А до косых взглядов по большому счету мне не было никакого дела, потому что время всегда расставляет всех по своим местам.

Так получилось, что судьба выбросила меня в самостоятельную жизнь достаточно жестко, на некоторое время лишив общения с семьей. Тем не менее я благодарен ей и за такой поворот. Именно в этот период жизни я вместе со своим другом Степаном Михалковым создал студию «Арт Пикчерс».

  последние годы жизни отца я общался с ним достаточно плотно. Именно как с другом и советчиком. За этот небольшой промежуток времени он очень помог в профессиональном становлении меня как творческой личности. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас. Я его боготворил и буду боготворить всегда. И очень часто задаюсь вопросом: почему отец ушел так рано? Но сам же себе и отвечаю, что в этом тоже было его воспитательное кредо – оставить меня выплывать в жизненном океане самостоятельно.

  В свое время вы собирались сделать ремейк фильма «Судьба человека», в котором главную роль сыграл ваш отец. И что же, эту мечту оставили?

  Увы, обстоятельства жизни внесли в проект серьезные коррективы. Сейчас все мои помыслы направлены на осуществление проекта «Девятая рота», который вырос из названного вами фильма. Но каждый раз, заговаривая о нем, готов и плюнуть через левое плечо, и перекреститься одновременно. Мы столько раз уже были на стартовой черте, даже были определены сроки выезда на натуру... Но проблемы с формированием бюджета всякий раз заставляли нас отложить тот вожделенный момент, когда наконец поднимется хлопушка и режиссер произнесет долгожданное слово: «Мотор!» На сегодняшний день у нас уже есть и государственное финансирование, и партнерское продюсирование проекта с помощью студии «Слово», вместе с которой мы сделали картины прошлого года, такие как «В движении», «Дневник камикадзе» и «Гололед».


 дна из главных проблем в том, что примерно на 95 процентов картина должна сниматься в экспедиции. Половина – в Таджикистане, в тех горных районах, где не всегда безопасно. Поэтому есть некоторые проблемы с подбором группы, которая отважится туда поехать. Главные же сложности связаны со страховкой кинотехники, которая должна участвовать в работе. Хотя российские военные, размещенные в тех краях, готовы помогать нам по полной программе.

  А почему именно такие рискованные места вы выбрали для натуры?

  Они максимально близки к реальным, а некоторые впрямую связаны с выводом наших войск из Афганистана. Поэтому снимать там для нас было бы просто идеально. Но в качестве равноценной замены, возможно, будут какие-то натурные съемки и в России, где-нибудь на Домбае.

  В последнее время вы стали еще и телезвездой, войдя в образ ведущего программы «Кресло», которая по многим рейтингам держит лидирующие позиции. Но кроме вашего успешного дебюта на телеэкране я бы отметила еще и тот факт, что вы не только подтянулись физически, но даже и помолодели, хотя со времени нашей последней встречи прошло уже года два. Вы занялись каким-нибудь новомодным видом спорта или диетой?

  Увы, ни на что не хватает времени!.. Возможно, как раз именно этот безумный трудовой график, в котором я живу в последнюю пару лет, и стал тому причиной. Да я и по себе чувствую, что нахожусь в тонусе... Хотя до этого пытался достичь такого результата, упорно занимаясь в тренажерном зале.

  совсем недавно с досадой поймал себя на мысли, что оказался в той самой ситуации, которая больше всего казалась мне банальной в разных «слюнявых» фильмах, когда сын говорит о том, что папа не уделяет ему внимания... Лично я никогда не думал, что мой сын когда-нибудь скажет и мне подобную фразу. А тут недавно провожаю воскресным вечером Сережу спать и замечаю, что сын расстроен. И слышу в ответ, что обещал ему то-то и то-то, а самого не было дома ни в субботу, ни в воскресенье... Ну как тут не поверить, что это произошло и со мной?!

  История повторяется!.. А ведь у вас двое детей: кроме старшего, Сергея, есть еще и младшая дочка, Варвара...

  Однако в первые несколько лет я уделял Сереже очень много внимания, именно помня о своем детстве и о том, как мне не хватало общения с отцом. И мне бы очень хотелось не останавливаться на двоих детях: желание иметь еще (причем все больше и больше) у меня с годами только усиливается. Хотя кроме собственных двоих у меня есть еще несколько крестников, с которыми я тоже с удовольствием общаюсь и которые всегда со мной.

  Но ведь вы так много работаете! Кто же будет детей растить?

  Мой отец тоже много трудился. И дети при этом выросли. И дело для себя нашли... Кстати, как раз ради будущего своих детей мужчина и вкалывает и зарабатывает. Может, как раз они и вырывают меня из бесконечного круга трудовых забот...

  Невозможно работать сутками напролет: так и ведь недолго и надорваться. Надо как-то восстанавливаться...

– Да просто отсыпаюсь по субботам. Могу проспать аж до полудня... Спасает еще и то, что мы живем за городом. Когда позволяет погода, беру детей, собаку и отправляюсь в лес. Зима в этом году выдалась снежная, и лес превратился в настоящую сказку...

 аше интервью неоднократно прерывалось телефонными звонками по неотложным делам. Когда же оно подходило к концу, раздался еще один – это был партнер Федора по ресторанному бизнесу, Аркадий Новиков. Их совместный ресторан «Ваниль» считается одним из самых модных ресторанов столицы. Судя по ответам Федора, собеседник предлагал ему деловую встречу вечером в каком-то другом ресторане. Однако мой визави отвечал, что в своих стенах как-то спокойнее...

  Похоже, популярность телепередачи «Кресло» добавила вам немало проблем. Поклонники атакуют?

  В этом обратная сторона любой популярности. Говорить, что мне это не нравится, – значит лукавить. Актер ведь ради признания публики и занимается своей профессией. С другой стороны, узнаваемость помогает решать многие проблемы. С человеческой же точки зрения... Очень точно подметила мое состояние в такие минуты моя жена, сказав, что со стороны очень заметно, как я стесняюсь этого повышенного внимания к своей персоне... На самом деле это приятно, и в то же время мне ужасно неловко, настолько, что хочется провалиться сквозь землю, когда вокруг образуется толпа народа. В любом случае я считаю эту популярность большим авансом. Мне еще очень многое предстоит сделать.


2. Федор Бондарчук:«Героев Афганистана чувствую нутром»
  Наконец-то в Крыму Федор Бондарчук завершает съемку картины, о которой мечтал больше шести лет. Сценарий будущего фильма «Девятая рота» основан на реальных событиях 80-х годов и рассказывает о легендарной роте советских солдат, которые в бою с «черными арабами» – наемниками никому тогда не известного Усамы бен Ладена – удержали высоту, не отступив ни на шаг. В коротком перерыве между съемками Федор Бондарчук рассказал о своем фильме «Новым Известиям».
  Действие фильма разворачивается в период афганской кампании. Почему вас заинтересовал именно тот исторический период. И не было ли желания, скажем, переписать сценарий под чеченскую войну?
  Две эти войны перекликаются. Помните, как долго нам не говорили о том, какие войска зашли в первую чеченскую кампанию в Грозный? Это были восемнадцатилетние парни. В Афганистане воевали наши регулярные войска, на протяжении 10 лет туда посылались тоже пацаны восемнадцати и девятнадцати лет от роду... И все же Афганистан меня интересует больше, потому что с теми ребятами я дружил, взрослел вместе с ними. Я чувствую их своим нутром, своей кровью.
  Я знаю, что реальные герои той истории остались в живых. Вам доводилось встречаться с ними лично?
  Со многими из них просто дружу. Даже многие имена не стал изменять. Руслан и у нас в картине зовется Русланом. То же с Сергеем, Иваном… Наверное, глупо было бы придумывать им имена. Это те самые герои, которые воевали в девятой роте. Они нас, кстати, и консультируют. Двое из них проживут с нами весь съемочный период в Крыму. Ведь есть огромное количество колоритных мелочей, о которых только они нам и могут рассказать. Вплоть до того, какими шариковыми ручками писали на бронежилетах и что писали. Какие кеды носили. Как выражались, называя пули, бронежилеты, пулеметы, зеленку, камни, афганцев, тушенку… Как ели, как завязывали пластиком пулеметные рожки. Были такие «посмертки», как сейчас жетоны с группой крови – гильзы, в которые опускались маленькие бумажки, где от руки была написана группа крови; их никогда не брали с собой в бой – из суеверия. В общем, присутствие этих людей для нас очень важно.
  Остался ли в вашей команде кто-то из актеров, проходивших пробы еще шесть лет назад?
  Остались Алексей Чадов, Артур Смольянинов и Михаил Пореченков. Они «жили» этим проектом, отказываясь от многих других. Дожили! Большое им за это спасибо! Они прилагают массу усилий в работе, щепетильны до мелочей. Миша Пореченков специально похудел для своей роли. Остальные ребята, наоборот, «набирают» мышечную массу. Занимаются спортом, потому что картина – физически сложная.
 ктеры Федора Бондарчука «пройдут» армию за 3 месяца. – А не было ли желания – отправить ребят в казармы, строевому делу обучиться?
  У нас съемки идут поступательно: события развиваются так же, как происходит это в сценарии. Ребята сначала «попадают» в «учебку», потом проходят строевую подготовку, и только в конце их отправляют на войну. Поэтому жизнь их трансформируется каждый день. Я думаю, степень сложности этого съемочного процесса можно приравнять к тому, как если бы они прошли реальную армию, казармы. Мне важно, чтобы они впитали в себя все то, что написано про этих героев, чтобы они прошли становление, сами внутренне преобразились, как и герои. Они должны измениться визуально, загореть, у них отрастут волосы (Бондарчуку на съемки отводится 90 съемочных дней, при среднестатистическом съемочном периоде в 30–40.– Ред.). Актеры возмужают, привыкнут к военной форме. И к финалу картины, когда они будут воевать в Афганистане, они будут выглядеть уже настоящими боевыми красавцами-героями.
  Федор Сергеевич, шесть лет – срок большой. Все это время вы то говорили, что «запускаетесь», то останавливали съемки. Когда в этом году вы вновь объявили о начале работы над фильмом, вам мало кто поверил?
  Я хотел опустить руки миллион раз, послать эту «Девятую роту» ко всем чертям! В конце концов дал себе слово: если в этом, 2004-м, году не найду окончательно финансирования для проекта и не начну снимать, то позволю себе переключиться. На бюджет, что был собран, можно спродюсировать пару картин про любовь и еще какой-нибудь маленький фильм снять самому...
  Вы суеверны?
  Стараюсь не верить в приметы. В знаки – верю, и за эти годы их было очень немало. Но я о них не могу говорить: это очень интимно. Всегда расстраиваюсь, когда что-то не могу довести до конца. Со мной это случается крайне редко. Поэтому теперь, когда все вроде бы складывается, я такой восторженно-уверенный.


3. Бондарчук пристрастился к кальяну
В крымской Алуште идут съемки дебютного фильма Федора Бондарчука «9-я рота». Корреспондент «Смены» побывала на съемочной площадке.

Деньги для Федора

В фильме Бондарчука заняты почти все модные нынче питерские артисты: Андрей Краско, Александр Лыков, Михаил Пореченков, Михаил Евланов (исполнитель одной из главных ролей в фильме Месхиева «Свои», прогремевшем на недавнем московском кинофестивале). Кстати, ради съемок у Бондарчука Евланов, студент четвертого курса питерской Театральной академии, даже был частично снят с летней сессии.

«Смена» уже сообщала, что фильм рассказывает об афганской войне и, в частности, о геройской 9-й роте, состоящей из «трудных» в мирной жизни ребят. Сценарий удостоился одобрительной оценки у весьма неоднозначной персоны - бывшего министра обороны Павла Грачева. Но, несмотря на важность и значимость темы, Бондарчук-младший - представитель знатной кинематографической семьи - долго не мог собрать нужной суммы для съемок. В конце концов продюсировать картину согласилась компания «Слово» - та самая, что выпустила фильм «Свои». Так что, возможно, лента Бондарчука, которая должна появиться на экранах приблизительно через год, соберет такой же мешок призов.

Великодушный поступок Бортко

Из-за растянувшегося подготовительного периода Бондарчук едва не утратил приоритет в названии фильма - за это время другой режиссер, Владимир Владимирович Бортко, закончив съемки «Идиота», начал снимать картину со схожим названием - «6-я рота». Говорят, на одном из кинематографических раутов Бондарчук подошел к Бортко и сказал: «Я несколько лет собираю деньги именно на «9-ю роту». Не могли бы вы поменять название своей картины»? Бортко согласился. И теперь у его ленты появилось новое название: «Честь имею».

Режиссер бреет артистов наголо

Сейчас, когда долгожданные съемки начались, Федор Сергеевич, которого на площадке часто зовут просто Федя, работает в чрезвычайно жестком режиме. В фойе алуштинского пансионата «Спартак», где размещается группа Бондарчука, висит объявление: «8.00 - завтрак. Опоздавшие обслуживаться не будут. Директор картины».

Порой съемки длятся около суток, с семи утра и до шести утра следующего дня. После такой напряженной смены актерам и группе дают «отсыпной» день. Съемочная группа по составу интернациональна - только часть ее приехала из Москвы и знакома друг с другом по совместной работе над музыкальными клипами Бондарчука. Остальные - питерцы, киевляне, ялтинцы и одесситы. Несмотря на такую разношерстность, в группе уже появились свои традиции. Одна из них просто варварская - каждый день Бондарчук собственноручно выбирает одного мужчину из группы и… бреет его наголо. Может, оно и правильно: во-первых, жарко, а во-вторых, кино-то - про бритых душманов.

Культурный отдых

 о, конечно, киношники не только работают. По воскресеньям, в единственный выходной день, Пореченков и Бондарчук нет-нет да и посетят прибрежное восточное кафе с кальянами и восточными диванами. Другая звезда, Александр Баширов, наоборот, отдыхает в одиночестве - в кафе «Восточная кухня». Одновременно с «9-й ротой» Баширов снимается в фильме Бортко «Мастер и Маргарита», где, как уже сообщала «Смена», играет роль кота Бегемота. При этом на все расспросы о съемках со стороны завсегдатаев кафе Баширов неизменно произносит одну и ту же фразу: «Я бы с Булгаковым… выпил».


 . БОНДАРЧУК ПРОСИТ ОГНЯ

Федор Бондарчук собирался снимать этот фильм еще пять лет назад. Задумал он его как ремейк легендарной папиной картины “Судьба человека”. В результате получился патриотический афганский боевик “9-я рота”. В ней появляется даже сам Усама бен Ладен. Причем в начале пути — молодой и без бороды. Бюджет ленты по российским меркам солидный — 4 миллиона долларов, а съемки обещают быть по-настоящему жаркими. Конечно же, сыну великого баталиста не терпится приступить к боевым сценам. Пока же в Москве, в глухом, безлюдном месте, на территории одной из воинских частей начались съемки первых мирных эпизодов.
  Корр. “МК” первому из журналистов удалось пробраться на засекреченное место сборов афганских новобранцев — на первый съемочный день, вернее, ночь, поскольку съемки начались затемно.

 увствительный мальчик


  Внутри воинской части — многолюдно, суета. Ручные белые голуби тревожно воркуют в клетках. “Волнуются, — поясняет хозяин, — только что из кадра”. В неприветливых, мрачных комнатах расположились гримеры, костюмеры и ответственный за чай. Массовка в ватниках и тренировочных штанах, выстраиваясь в очередь за чаем, больше похожа на какой-то шабаш дачников, чем на военные сборы. Будущие ветераны Афгана Алексей Чадов, Артем Михалков, Артур Смолянинов, Константин Крюков, Иван Кокорин и Михаил Евланов сидят в отдалении с унылыми, задумчивыми лицами: входят в роль.
  Алексей Чадов не в первый раз играет солдата. И даже не второй. За два года кинокарьеры, блистательно начавшейся с фильма Алексея Балабанова “Война”, он успел “побывать” на чеченской и Великой Отечественной войнах. После Афгана неохваченными останутся, пожалуй, только 1812 год и Куликовская битва...
  — Леша, чем твой герой отличается от того, которого ты сыграл у Балабанова в “Войне”?
  — Главным образом — своей природой, мировоззрением. Он совсем слабый парень, у него даже имя такое — Воробей. Знаешь, про таких, как он, говорят: “Чувствительный мальчик”.
  — А у тебя есть знакомые, прошедшие Афган?
  — У меня друг “афганец”, и я с ним много консультируюсь. Правда, то, что он говорит, несколько противоречит сценарию. Взять хотя бы добровольцев: они были, конечно, но потом их уже никто не спрашивал — хотят они домой или нет...
  — А в фильме — спрашивают?
  — Да, нас могут в любой момент спросить: “Ребята, вы передумали? Пожалуйста, уходите”. Друг говорит, что в Афгане он с таким просто не сталкивался.
  — Ты уже примерял свой военный костюм?
  — Давно, еще на пробах — полтора года назад.

 расная стена


  На улице — колючая проволока, киношный дождь из брандспойтов, чудное световое устройство в виде белого воздушного шара, запущенного в небо для усиления слепящего глаза эффекта дневных съемок. Бедно одетые статисты мешаются с суровыми солдатиками. Те и другие деловито снуют туда-сюда с пластиковыми стаканчиками, от которых, несмотря на май, идет сладкий пар. Морось. Режиссер в зеленой палатке нервно сидит перед монитором и раздает отрывистые команды в рацию. На съемках — как на войне — все быстро и конкретно.
  Когда закончилась “осада” очередного дубля, Федор Бондарчук дал “МК” небольшое интервью.
  — Вы такой колоритный персонаж — почему вы сами не снимаетесь в своей картине?
  — Решение далось мне с трудом, у меня была огромная внутренняя борьба. Конечно, в сценарии есть роль для меня — прапорщик Дегало.
  — Персонаж, конечно, отрицательный?
  — Нет. Хотя у него внешние характеристики злого человека, его называют всякими нехорошими словами.
  — Почему же все-таки Дегало играет Михаил Пореченков?
  — Пореченков показал его по-своему и страшно убедительно. И потом, картина сложнопостановочная, с огромным количеством деталей, технических задач, и за всем мне надо следить.
  — Вы сами, конечно же, не служили?
  — Я сам, конечно же, служил. И шел я служить в Красноярск, который мы здесь сейчас и снимаем: оттуда дождливым утром наши герои уходят на фронт.
  — Вы до какого чина дослужились?
  — Закончил службу в звании рядового кавалериста-сигнальщика.
  — Насколько правдоподобна история, рассказанная в сценарии?
  — 9-я рота 345-го Воздушно-десантного полка действительно существовала, ею командовал Герой России Валерий Востротин, сейчас — замглавы МЧС. Это полк, у которого больше всего Героев Советского Союза после афганской войны, и у этой роты, кстати, тоже. 9-я рота — штрафная, там служили “залетчики”. И сценариста Юрия Короткова консультировали парни, которые действительно в ней служили.
  — Сколько вообще консультантов на картине?
  — Много. У Короткова было три, у нас на площадке есть боец 9-й роты, и к тому же мы снимаем в боевых украинских войсках, где многие люди хорошо помнят Афган.
  — Съемки будут и на Украине?
  — Да. К сожалению, не получилось с Азией: камеры туда не страхуют. Сначала хотели снимать на заставе “Московская” — рядом с Таджикистаном, там стоит 201-я мотострелковая дивизия, — но оказалось сложно и опасно. Будь я один, я б поехал, но у меня ведь еще группа.
  — А почему для начала съемок выбрано такое безлюдное место? Боитесь зевак?
  — Во-первых, мы боимся новых московских построек с “алыми парусами”, стеклом и бетоном. Во-вторых, место очень живописное: посмотрите, какая замечательная красная стена! Сзади нас тюрьма, а здесь — реальный контрольно-сборочный пункт. Колючая проволока, плац, железная дорога — идеальное место для того, чтобы развернуть здесь съемки сибирской, жесткой истории. Мы еще усиливаем все это дождем и хотим отрезать этот сибирский эпизод от того, что ждет зрителя дальше: медовое, жаркое, охристое пространство ферганской учебки и Афганистана.

5. Российские ветераны афганской кампании 1979-1989 годов ждут премьеры фильма «Девятая рота»
40-летний клипмейкер, продюсер, актер и телеведущий Федор Бондарчук снял кинокартину о парнях, служивших в Афганистане в конце войны. Рота советских солдат в бою с наемниками никому не известного тогда Усамы бен Ладена удержала высоту, не отступив ни на шаг. Полнометражный кинодебют Бондарчука основан на реальных событиях конца 1980-х.


«Это фильм про людей, которые внутри себя выиграли войну независимо от политических ее оценок, - говорит режиссер. – В наши дни изменился смысл словосочетания «ветеран афганской войны». Они уже не стесняются своих наград, и мы ими гордимся».

 омантизировав в 1990-е годы достаточно много антигероев, российское киноискусство наконец стало искать персонажей, которые бы служили для публики нравственными ориентирами и ненавязчиво преподносили ей патриотические идеи. Таковы герои «Девятой роты». Мужество и отчаянную смелость открывают в своей душе 18-летние мальчишки, оказавшиеся на войне через год после окончания школы. «Судьба современника на войне – тема, которая по-настоящему трогает, будоражит меня, - говорит Федор Бондарчук.

  Я уходил в армию в 1985-м году и только по случайности не попал в Афганистан. С ребятами, служившими там, я дружил, взрослел вместе с ними. После войны их обвинили во всех тяжких, а потом и забыли вообще, что они там воевали». После того, как в 1989 году Съезд народных депутатов СССР официально осудил ввод советских войск в Афганистан, государство, испытывая стыд и вину перед брошенными в пекло парнями и обеспечив им кое-какие льготы, старалось лишний раз не вспоминать об этой войне. Общество тоже нечасто говорило о ветеранах афганской кампании.

 Я чувствую этих ребят своим нутром, своей кровью», - замечает Федор Бондарчук. Бойцы той самой исторической девятой роты, оставшиеся в живых, и консультировали режиссера. Сюжет «подпитан» и «афганским фольклором» - солдатских песен и рассказов существует великое множество (специальные сайты есть и в Интернете).
 едор Бондарчук, дебютант в «большом кино», сразу же отважился на проект масштабный и амбициозный. Съемки велись, в том числе, и на полуострове Крым, и украинская армия «одолжила» режиссеру 300 военнослужащих, 20 танков и бронетранспортеров, самолеты и вертолеты, системы залпового огня.


 На бюджет, что был собран для «Девятой роты», можно спродюсировать пару картин про любовь и еще какой-нибудь маленький фильм снять самому», - комментирует Федор Бондарчук. Замысел «Девятой роты» он вынашивал 6 лет.

 ристрастие к батальным блокбастерам у Федора Бондарчука – генетическое, семейное. Его отец, режиссер и актер Сергей Бондарчук, экранизировав в 1965-1967 годах роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир», принес России «Оскара». По сути, грандиозное кинополотно Бондарчука-старшего стало первым бесспорным советским блокбастером и точкой отсчета для батального кинематографа, а о самом режиссере по-прежнему вспоминают как об одной из ярчайших личностей в киноискусстве.

 равнения с отцом Федор Бондарчук не боится. Какую роль сыграет «Девятая рота» в истории кинематографа, предположить пока сложно. Бесспорно одно: лента напомнит обществу о его «болевой точке» - афганских героях.

 . ФЕДОР БОНДАРЧУК отправился в Афган

  Корреспондент «КП» побывала в Крыму, где режиссер снимает сейчас свой первый художественный фильм «9-я рота»

  картине играют «коллеги» Усамы бен Ладена
  Наш Opel тормозит перед крутым горным серпантином в нескольких километрах от Ялты. Увы, дальше ему не проехать. И вот уже мы, выбиваясь из сил и борясь с одышкой, ползем по горе, пока нас не подбирает раздолбанная армейская «санитарка».
  В чертовом «уазике» хорошо только коктейли взбалтывать, нас же бросает из угла в угол. А ведь надо удержать не только себя, но и оторванное сиденье, чтобы не оказаться на полу вместе с ним в некрасивой позе - все-таки в машине есть мужчины...
  Вершина в желтом тумане от дымовой шашки. Как только муть рассеивается, раздается крик:
  - Девушка, е-мое, выйдите из кадра!
  Мама, это же кричит сам Бондарчук! Загорелый, в футболке с многообещающей надписью «Sexual Intellectual». Он не только режиссер фильма, но еще и играет в нем сержанта Хохла. Оба бицепса, как у крутого, в наколках. На одном - надпись «Варя» (так дочь зовут), на втором - загадочный восточный орнамент.
  - Поосторожнее надо. У нас тут техника - «Уралы», БТРы. Под раздачу недолго попасть.
  Фильм «9-я рота» - про афганскую войну, а главные герои - пацаны, которых быстро муштруют в «учебке» и посылают в Афган. На съемочной площадке - как на войне. Лязгают гусеницы. Солдаты бродят с вещмешками.
  Кстати, армия здесь снимается самая настоящая - из «учебки» в Перевальном (там же когда-то снималась «Ошибка резидента») пригнали роту солдат 84-го батальона береговой обороны. Как утверждают некоторые источники, именно в той «учебке» проходил военную подготовку сам Усама бен Ладен.
  Этот проект Федор вынашивал пять лет. Сначала думал сделать ремейк отцовской картины «Судьба человека», перевести сюжет на чеченскую тему. По действию все ложилось - шесть лет в плену, скитания с одних гор на другие, попадание из Чечни в Дагестан.
  - Мешало одно «но», - говорит Бондарчук. - В Отечественной войне был ярко выраженный враг. А в чеченской? Там врагов нет. Там - террористы.

«Глядя на «афганцев», мне плакать хочется»
  - Федор, почему все-таки Афган?
  - Так это же про мое поколение! Я уходил в армию в 85-м году и только по случайности «не упылил» туда. Попал в Красноярск, потом дослуживал в кавалерийском полку в Алабине... Знаешь, в Афган отправляли 18-летних пацанов, а после обвинили их во всех тяжких, дескать, они - отмороженные идиоты. А потом и забыли вообще, что они там воевали. Мне от этого плакать хочется.
  - Ты сентиментален? - Когда играют гимн, я встаю. И дети мои встают. Если это разрушится, значит, ничего не будет!
  - В основу сюжета легли реальные события?
  - История, которую мы снимаем, на 50 процентов рассказана бойцами 9-й роты. Она про то, как эту роту забыли, когда выходили из Афгана, и как наши ребята зарубились с «черными аистами». У наемников не было шансов отступить и у наших тоже. И все покромсали друг друга.
  Понятно, что у Федора в таком фильме снимаются сплошь мужики. Станислав Говорухин мирно отыграл орденоносного Полкана. Александр Лыков, «ментовский» Казанова, согласился, что ему (по сценарию) солдатики в «учебке», извините, член из пластита подсовывают.
  Хорошо было «агенту национальной безопасности» Михаилу Пореченкову - у него по части драк опыт большой. У Алексея Кравченко за плечами строевая подготовка. А вот молодых актеров пришлось учить азам военной жизни.
  Лучше всего они запоминали емкие выражения типа: «Автомат - не девушка, возьми его пожестче»...
  Играет здесь сын Никиты Михалкова Артем. Живет, как все, в простеньком номере гостиницы, хлебает щи из общего котла. И держится парой с Костей Крюковым, племянником Бондарчука. Костя сейчас учится на юриста, а первая его профессия - специалист по драгоценным камням.
  - Чего вдруг в кино? - спрашиваю.
  - Семейное же дело. Федор Сергеевич - дядька мой, и мама моя Елена Сергеевна Бондарчук - тоже актриса.

За один дубль - ведро черешни
  Бондарчук командует:
  - Мне нужен крупный план Быстрова. Снимаем сцену его убийства.
  Алексея Кравченко переодевают в специальный костюм - под гимнастерку просовывают презервативы, наполненные составом, похожим на кровь, тянут проводки. Гример брызгает пот (гель такой специальный) на лоб актеру.
  Кравченко шепчет костюмерам:
  - Ребята, у меня штаны не застегнуты.
  - Ах, да-а... - Костюмеры устраняют оплошность.
  Пока устанавливают кинокамеру, спрашиваю Алексея: какой фильм о войне ему больше всего близок?
  - «Иди и смотри» Элема Климова. Хотя, может, это нескромно, ведь я там играл.
  Артисты с оружием залегают у камней. Бондарчук показывает на гряду вдалеке:
  - Все лупим туда. Только меня не завалите!
  Оглушительная стрельба холостыми.
  - Вон он! - кричит Кравченко, показывая в сторону гряды. Невидимые «духи» прошивают его спину в десяти местах, кровь - брызгами. Актер бьется в конвульсиях.
  - Все! Снято. С одного дубля. - Бондарчук вылетает из палатки с просмотровыми мониторами. - Потрясающе! Кравченко, ты мне должен ведро черешни.
  Мы бы тоже от черешни не отказались.

«Сравнения с отцом не боюсь»
  - Вас будут сравнивать с папой, не боитесь?
  - Пусть сравнивают. Я этого не боюсь. Я не могу не заниматься кино, эта профессия мне очень нравится. И то, что «Свои» взял призы на МКФ, мне тоже очень нравится. И то, что я получаю приз «Созвездие» Гильдии актеров за лучшую роль второго плана, - тоже. И то, что я получаю ТЭФИ за «Кресло», мне тоже нравится.

7. "9-я рота". Федор Бондарчук снимает в горах Крыма первый фильм про Афган

Кровь с чесноком
Федор Бондарчук побрил всю съемочную группу


В горах всегда идет война. Теперь она добралась до Крыма. Но только на этой войне кровь имеет мятный привкус, заряды, хотя и громко ухают, никого не убивают, а солдаты умирают не с первого дубля. В Крыму, в горах, под местечком со зловещим названием Оползневое, сын прославленного баталиста Федор Бондарчук снимает свой первый фильм "9-я рота" - про войну в Афганистане. И сам играет одну из главных ролей. А себе в компанию набрал целый взвод друзей и просто талантливых актеров - Артема Михалкова, Михаила Ефремова, Александра Лыкова, Алексея Чадова, Артура Смольянинова и многих других.

Утром на съемочной площадке тихо. В скалах мирно растет чеснок, ползают ящерицы и главный художник Григорий Пушкин, который с лопатой хирургическими методами устраняет все признаки крымской природы в кадре. У гримвагенов режиссер с операторской группой делают зарядку. Рядом группа костюмеров с особым остервенением втаптывает в грязь мусульманские робы, привезенные специально из Афганистана.
- Знаете, они неубиваемые, - просвещает нас Бондарчук. - По ним гусеницами танка можно проехать несколько раз - им ничего не будет.
- Федя, вы же режиссер - рискнете сами трюки выполнять или доверитесь дублеру?
- Какую-то часть - сам. Сегодня, например, придется скакать по горам. А еще будут посадки (пиротехнические приспособления, имитирующие попадание пули). На "Мужской работе" из-за них меня сильно поцарапало камнями, а на "8 1/2 долларах" посадку неправильно закрепили, и меня отнесло на два метра назад.
- Не страшно?
- Страшно.
У Бондарчука здесь своя война - с актерами, операторами, администраторами. Периодически площадка оглашается трехэтажным матом. А следом - приступ восторга: Федя стремглав выбегает из палатки обнимать только что расстрелянного Алексея Кравченко (капитан Быстров по сюжету погибает первым).
Расстреливают Кравченко спокойно: он профессионал и знает, как нужно умирать в кадре. А нужно два раза: вид спереди и сзади. Сложнее с "духами". Их играют каскадеры, которые умеют падать со скал. А когда ты падаешь со скалы - тебе не до актерства. Вот и приходится падать по нескольку раз, чтобы получилась картинка.

Самая большая батальная сцена будет сниматься в Феодосии. В ней примут участие 300 человек массовки, а также танки, несколько БТР, "Уралов" и "Градов". Часть техники не в
Категория: фильмы | Просмотров: 1450 | Добавил: leon2000 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]