• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: frai  
Форумчик » Пиротехника » Феерверки » высотные феерверки
высотные феерверки
leon2000Дата: Воскресенье, 11.01.2009, 12:44 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 406
Статус: Offline
Высотные фейерверки

Расцвечивание праздничного неба — задача, решаемая высотными фейерверками. История высотных фейерверков по давности превосходит историю огнестрельного оружия и уходит корнями к истокам изобретения пороха, теряющимся в глубине веков. В настоящее время высотные фейерверки — это технически совершенные, разнообразные в зрелищном отношении изделия.

Конструктивно высотные фейерверки можно разделить на две основные группы по принципу подъема
пиротехнического снаряда в воздух. В первом случае подъем осуществляется за счет использования реактивной силы — снаряд снабжен ракетным двигателем. Во втором случае используется активный принцип метания — снаряд выбрасывается в воздух из специального металлического или картонного ствола — мортиры — вышибным пороховым зарядом.

Ракета с деревянным хвостом-стабилизатором и двигателем из спрессованного черного пороха — вероятно,
старейший и классический тип фейерверочного изделия. Главный недостаток ракет — опасность травм при падении частей сработавшей ракеты на землю. Поэтому при изготовлении ракет крупного калибра, с длиной хвоста 1 м и более, применяются специальные меры, повышающие ее безопасность. В некоторых случаях дополнительный заряд отбивает хвост от корпуса — в этом случае хвост всегда падает в горизонтальном положении, что уменьшает вероятность травм. Кроме того, при организации фейерверков территория ограждается в том числе и с учетом падения частей ракет.

В пиротехнике издавна складывалась своя терминология, отличающаяся от терминологии военной пиротехники.
Такие слова, как "шуба" (передняя часть ракеты, в которой помещается снаряжение), "бурак" (снаряженная составом без оболочки, который воспламеняется сразу при выбросе из ствола), "шлаг" (петарда, помещенная в ракете и завершающая ее полет громким хлопком), "форс" (трубка с запрессованным интенсивно горящим огневым или искристым составом), "стопин" (быстрогорящий огнепроводный шнур, используемый для передачи огня в изделиях) — имеют иностранное происхождение. Происходят от немецких Kammer, Schlag, итальянского Stoppino (от Stoppa — пакля) и др.

Кроме того, в праздничной пиротехнике, как нигде, распространено условное название изделий — яркое по
звучанию, но не позволяющее часто даже приблизительно судить об ожидаемом эффекте при чтении рекламных материалов. "Серебряный дождь", "незабудка" и т.п. (Однако, например, в японских фейерверках названия, напротив, — сколь образны и разнообразны ("хризантема с двойным пестиком", "синие пчелы", "гортензия с улиткой", "одуванчик"), столь и устойчивы по исполнению каждой конкретной фигуры.)

Наряду с этим существуют более четкие определения. Например, "римская свеча" — это не название снаряжения
фейерверка, а тип изделия: трубка с последовательно помещенными зарядами и звездками. При срабатывании происходит последовательный выброс звездок, одна за другой. К высотным фейерверкам римская свеча имеет не совсем прямое отношения из-за небольшой высоты подъема звездок — не более 20-25 м. Точно так же "фонтан", "водопад" — это названия, характеризующие устройства изделий.

Калибр мортир, из которых производится выстрел фейерверочных снарядов, чаще всего выражается в дюймах
(в Европе и США), у нас — миллиметрах. Обычно калибры мортир бывают от 2-2,5 дюймов (51-64-мм) до 12 дюймов (305 мм). Есть и малые мортиры, калибром менее 2 дюймов (26 мм и др.). В некоторых случаях для финальных, наиболее ярких зрелищных аккордов представления, используются особо мощные снаряды, калибр которых доходит до 24 дюймов (610 мм) и даже до 900 мм (японские фейерверки). Масса шарообразного снаряда 24-дюймового калибра — около 70 кг, 900-миллиметрового — 280 кг. В последнем случае высота подъема снаряда — 600 метров, а диаметр создающегося при разрыве шара из цветных звездок (при шарообразной фигуре) — ок. 550 м. Это поистине грандиозное зрелище!

Отечественные салютные установки были созданы еще во времена СССР. До этого салюты производились практически кустарным способом, в большинстве же случаев — с использованием для целей праздничного фейерверка штатных армейских пиротехнических

средств. Имея в арсенале 26-мм сигнальный пистолет и 30-40 мм ручные сигнальные патроны — надежные и эффективные средства сигнализации — добиться собственно зрелищного эффекта достаточно трудно. Привлечение полевой артиллерии визуальный эффект также практически не приносит — холостые выстрелы 76-мм, 85-мм пушек и 122-мм гаубиц исходно предназначены для имитационной стрельбы и воинских салютов и не содержат никакого снаряжения.

По этим причинам с 60-х гг. стали централизованно разрабатываться салютные установки и заряды к ним — со строгими требованиями, предъявляемыми к военным изделиям. Калибры салютных установок: 26 мм, 105 мм, 195 мм и 310 мм. 26-мм салютные установки переносились вручную (непосредственно на месте производства стрельбы), 105-310-мм установки размещены стационарно на автомобильных прицепах, на которых осуществляется транспортировка и с которых производится стрельба. Количество стволов в установке зависит от калибра: 105-мм установки 2А30 — 250-ствольные, 195-мм установки 2А34, 2А34-А — 50-60-ствольные, 305-мм установки - 25-ствольные.


Наряду с ночными — существуют и дневные высотные фейерверки (daytime fireworks). Вместо огневых составов в этом случае используются цветные дымовые составы.

В настоящее время особой популярностью пользуются фейерверки, создающие в небе ориентированные в пространстве сложные фигуры. Такие фигуры могут быть как двухмерными, так и трехмерными. Подобные изделия имеют давнюю традицию в японских фейерверках. Традиция эта уходит корнями в ту эпоху, когда

цветные пиротехнические

составы не были распространены. И ограниченный визуальный эффект,
создававшийся дымом черного пороха и распылением взрывом мелкодисперсных твердых частиц (древесный уголь и т.п.) необходимо было компенсировать формой высотных объектов. Необходимо заметить, что в пиротехнике любой визуальный эффект издавна называется "фигурой". Но в данном случае речь идет об особом действии изделия, при котором в воздухе из огней разрыва возникает звезда, цветок и другие подобные объекты.

Создание таких фигур очень сложно. Трудность заключается как в формировании огней разрыва, так и в том, чтобы развернуть фигуру на угол наилучшего наблюдения для зрителя. Даже если огни (звездки) в фигуре расположены заданным образом, но при этом сама фигура неудачно ориентирована в пространстве, изображение может остаться непонятным. Например, двухмерная фигура под неудачным углом может выглядеть как линия.

Сложные высотные объекты могут иметь и форму традиционного шара из горящих звездок. Но композиция такой фигуры — многоэлементная, проходит несколько ярких зрелищных стадий, при которых меняются цветовая гамма и характер огней фигуры. Такие фейерверки можно считать вершиной пиротехнического искусства. Они способны создавать в ночном небе великолепное, фантастическое зрелище, без преувеличения поражающее воображение зрителей.

Для более камерных и домашних фейерверков в широком ассортименте изготавливаются относительно небольшие ракеты, которые можно запускать с импровизированного станка (а совсем маленькие — bottle rockets — из поставленной вертикально пустой бутылки). Небольшие картонные мортиры для такого рода фейерверков, окончательно снаряженные и готовые к выстрелу, бывают одиночными, либо объединяемыми по 4-6 шт. на едином основании. Часто одиночная мортира комплектуется несколькими зарядами, предназначенными для ее перезаряжания (reloadable shells).

Маленькие мортирки устанавливаются в коробки и представляют собой единое, более или менее сложное
изделие. Такие многоствольные блоки называются по-разному: repeaters, cakes, aerial multi-shots. У нас они почему-то носят громкое и совершенно не оправданное рекламное название "салютных установок".

На этот раз мы поговорим о том, что «стреляет», взлетает вверх и взрывается высоко в небе. Рассказывает заместитель директора компании «Пиротехническая коллекция» Дмитрий Алипкин.

Начнем с пиротехнических изделий, которые, вообще говоря, относятся фейерверку среднего уровня, потому что «стреляют» не более чем на 50-60 м.
Самое маленькое «стреляющее» изделие — римская свеча — представляет собой картонную трубку с пиротехническими элементами. При поджигании свечи они начинают выстреливать через равные промежутки времени(обычно от 10 до 18 выстрелов на высоту 15-45 м).
В Европе это изделие исключительно популярно: любой мало-мальски серьезный фейерверк проводится с использованием огромного количества римских свечей. К сожалению, у нас римские свечи используются весьма примитивным образом. Обычно в них заряжается полтора десятка цветных «комет», которые выстреливают не всегда регулярно и летят не всегда ровно. То, что мы можем видеть на наших фейерверках, не дает никакого представления о возможностях этого изделия.

Между тем есть масса вариантов «начинки» римской свечи. Можно получить «куст» из сотен мелких «звездок» (шариков горючего материала, которые, вспыхивая, дают в воздухе любой цвет); положить в свечу несколько швермеров — комет, взрывающихся в конце своего полета, или триолей — свистящих пиротехнических трубочек.

Римскую свечу заряжают даже маленьким салютным шариком, который летит вверх метров на пятьдесят и при разрыве дает сферу диаметром 15-20м.
Все эти элементы можно поместить в римскую свечу и одновременно. Представьте: из свечи выстреливают сначала кометы, потом — мелкие звездки, затем что-то летит с грохотом, со свистом — из одной трубки получается целый фейерверк!
Прелесть этого изделия еще и в том, что оно небольшое, относительно недорогое и из него очень удобно делать огромные композиции: «решетки», «стенки», «виктории», состоящие из нескольких сотен свечей.

— Сколько стоят римские свечи?

Свеча должна быть очень хорошо сделана. Некоторые некачественные изделия взрываются на старте — зрелище не очень приятное и небезопасное. Поэтому римская свеча со сложным наполнением не может быть дешевой. Цена зависит от диаметра трубки и количества заряженных изделий. Свеча может стоить 30 долларов, а может — 5 долларов.

— Где заказать сложные по составу свечи?

Лучшие производители этих свечей находятся в Европе: Италии, Испании, Австрии. Можно купить китайские изделия, но по качеству они не дотягивают до лучших европейских образцов. Кроме того, в Россию поставляется самая дешевая продукция. Еще одна составляющая фейерверка — бураки. Бурак напоминает укороченную римскую свечу очень большего калибра — от 60 мм до 125 мм. Элементы, разлетающиеся из бурака, поднимаются до 50-60 м.

— Бурак — русское название?

Конечно. По-английски он называется starmine — «звездная мина». Эта «мина» выстреливает из ствола мортиры, но не улетает наверх, как салютный шар, а разрывается сразу: из земли вырастает цветной «куст» звездок, бьют фонтаном кометы, летят швермеры, разрывающиеся с грохотом в вышине, либо свистящие триоли.

— Свистят триоли по-разному?

Высоту и продолжительность звука можно регулировать, изменяя диаметр и длину пиротехнической трубочки, используя разные составы. В Америке таким образом «исполняется» даже государственный гимн. А у нас триоли делают одного калибра, они все одинаково свистят.

— Китайские изделия тоже одинаково свистят?

Они могут свистеть по-разному, но у китайцев есть дорогая пиротехника, с которой работают многие западные компании, и дешевая — для таких стран, как наша. Наши торговцы часто заинтересованы в том, чтобы сорвать легкие деньги, и, соответственно, экономят на материале. Есть всякие нюансы, на которых можно сэкономить.

— «Англичане ружья кирпичом не чистят!».

Вот именно. Но, вообще говоря, бураки — не самый значимый и популярный элемент пиротехнических шоу. В мировой практике половина изделий, используемых во время фейерверка, — это римские свечи, процентов сорок — салютные шары, и лишь оставшиеся десять процентов приходятся на бураки. Дело в том, что с их помощью сложно получить большое разнообразие эффектов, эти изделия не дают большого простора фантазии. К тому же их нельзя компоновать, как римские свечи.
Главная составляющая высотного фейерверка — салютные шары (фейерверочные шары, «бомбы»). Их обычный диаметр — от 50 до 400 мм. Высота полета шара обычно связана с его калибром: 1мм калибра соответствует одному метру подъема изделия. Если калибр 100 мм, высота будет 80-120 м, 300-миллиметровый шар пойдет на высоту 250-300 м и т. д. Цвет салюта может быть любой: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Есть и специальные эффекты: кометный шлейф за каждой падающей «звездой», желтая «угольная парча», зависающая в небе после разрыва шара, белые мерцающие вспышки — глиттерный эффект и пр.

Существует два типа шаров. Первый называется «дробящаяся хризантема»: разрывной заряд находится в самом центре шара. При этом согласно закону Паскаля давление разрыва будет действовать во все стороны одинаково, обуславливая возникновение в небе «салюта» округлой формы. В более сложной разновидности «хризантемы» разрывные слои чередуются с горючим веществом. В результате салют три-пять раз меняет цвет — получается «волна» цветов, идущая из центра.
Ко второму типу относятся так называемые «покерные шары», или шары типа «букет». Заряд в них находится снизу. Взрываясь, шар «разваливается», «открывается», как веер. Конструкция шара определяет возможности его использования. Покерные шары позволяют получить сложные композиции: «букет», состоящий из сотен поднявшихся в небо шаров, «танцующие драконы» и пр. Шар начиняется трубочками с пиротехническим составом, при взрыве они вылетают и начинают кружиться со свистом. В принципе, шар можно зарядить теми же триолями, швермерами — чем угодно. В Советском Союзе делали шар, из которого вылетали маленькие римские свечи и, падая, начинали стрелять во все стороны, — эффект был очень красивый. Если звездку в «дробящихся хризантемах» выложить определенным образом, можно создать в небе различные фигуры: «Сердце», «Бабочку», пересекающиеся кольца, надпись «ОК». Правда, форма их должна быть несложной, близкой к окружности. «Написать» в небе длинное слово, да еще угловатыми буквами, с помощью салюта не получится: закон Паскаля не даст этому свершиться. Важно учесть еще один момент: шар крутится в полете и задуманную пиротехниками фигуру зрители смогут увидеть в небе, только если он ляжет в определенной проекции. Приходится использовать очень много шаров: тогда вероятность, что какой-то из них ляжет в нужном ракурсе, будет больше.

— То есть клиент может заплатить очень большие деньги и всё равно не yвидеть то, что хотел.

Да, это не все понимают. Рассчитать полет «с точностью до миллиметра» невозможно, поэтому такие спецэффекты всегда сложны.
С помощью шаров создают самые разные композиции. Одновременно запускают много маленьких шаров с приклеенными к ним кометами. Каждая из них оставляет в небе горящий след, что позволяет выстроить определенную картинку. В Японии делают огромный шар-"пагоду" сверху на него навешивают маленькие шарики. В полете они отваливаются и разрываются.

— Сколько может стоить шар?

Стоимость одного изделия, изготовленного вручную японцами, составляет 4 тысячи долларов. Стоимость одного китайского шара того же калибра, а возможно, и того же наименования, может составлять 30-40 долларов. Наши шары стоят от 10 до 100 долларов. Это цены производителей.
Очень качественные вещи делаются в Европе, причем каждая страна вносит что-то свое. Например, португальские салютные шары приклеивают к ракетным двигателям — картонным трубкам со спрессованным порохом. При поджигании вырывается мощная струя газа, которая толкает трубку вверх. Чтобы ракета летела ровно, к ней привязывают деревянный «хвост» — обычную рейку. Сверху на этот двигатель наклеивают шар, который взрывается, после того как ракета прогорела. Ракеты могут быть маленькими, а могут поднять и 10 кг.
У ракетного двигателя есть свои преимущества: шум и свист вырывающихся из сопла газов, куча искр вызывают восторг зрителей. Да и шар летит ровнее, чем выпущенный из мортиры, поэтому легче делать в небе картинки, о которых говорилось выше.

— Почему же ракеты, используется не так широко?

Они должны быть очень хорошо сделаны, иначе полетят не вверх, а в толпу или взорвутся на земле. Дешевые некачественные ракеты — чрезвычайно опасный вариант.
У итальянского салюта — своя специфика. Несколько «банок» с пиротехнической «начинкой» соединяются между собой и помещаются в пластиковые трубки. Вся эта конструкция выстреливается из мортиры. Первый взрыв происходит примерно через 2 секунды на высоте 150 м, второй — на высоте 75 м и т. д. Чем громче салют и чем больше мусора падает на землю, тем больше восторга это вызывает у зрителей. В Испании, которая обеспечивает качественной пиротехникой полмира, ничего подобного нет, там делают классические фейерверочные шары.

— А Япония чем славна?

Фейерверки в Японии — элемент национальной культуры. Японские салютные шары ручной работы — совершенно уникальные вещи. Секреты их создания передаются из поколения в поколение. В Японии есть остров, где каждая деревня делает один или несколько видов фейерверков. Представьте картину: мастер и его шар — метр двадцать диаметром, который вся деревня катала три месяца!…

— Шары делаются вручную даже на фабриках?

Технология их изготовления проста, главные секреты пиротехники — в горючем составе. Да и оборудование нужно, только чтобы изготовить корпус изделия, перемешать состав. Это как плетение лаптей: искусство, в котором не имеет смысла, да и не получится применить машины. Люди всегда будут готовы заплатить большие деньги за ручной труд, чтобы увидеть необыкновенную красоту.

Здесь можно скачать видео большого фейерверка (160кб)


 
Форумчик » Пиротехника » Феерверки » высотные феерверки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: